Второе Гельветическое Исповедание
Глава XXIV. О святых днях, постах и выборе пищи
Надлежащее для богослужения время. Несмотря на то, что религия не связана временем, без надлежащего распределения и упорядочивания времени она не может укрепляться и исповедоваться. Поэтому каждая Церковь сама избирает для себя подходящее время для публичных молитв, проповедования Евангелия, совершения Таинств, и никому не дозволяется по своему личному усмотрению ниспровергать этот порядок в Церкви. Ибо до тех пор, пока не будет установлено необходимое для исполнения религиозных мероприятий свободное время, люди, без сомнения, по причине своих личных дел не будут исполнять их.
День Господень. Вот почему в древних церквах, как нам известно, существовало не только определённое на неделе время, в течение которого совершались богослужения, но и со времён апостольских ради богослужений и святого покоя был установлен День Господень. Такая практика, необходимая для совершения богослужений и взаимной любви, и поныне совершенно справедливо сохраняется в наших церквах.
Суеверие. Практикуя это, мы не уступаем ни иудейскому почитанию [Субботы], ни какому-либо суеверию. Ибо мы не верим, что какой-то определённый день более свят, чем другой; не считаем мы, что и покой сам по себе угоден Богу. Наконец, День Господень (а не Субботу) мы празднуем без принуждения.
Праздники Христа и святых. Более того, если церкви, используя свою христианскую свободу, благочестиво устанавливают праздники воспоминания Рождества, Обрезания, Страданий, Воскресения и Вознесения Христа, равно как и день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошёл на апостолов, мы в высшей степени одобряем это. Однако мы осуждаем те праздники, которые были установлены в честь людей или святых. Святые дни относятся к первой скрижали Закона и тем самым должны быть посвящены только Богу. Кроме того, святые дни, установленные в честь святых и справедливо нами упразднённые, содержали в себе множество нелепостей и были бессмысленны. Потому они не должны допускаться [в церквах]. В то же время мы признаём и исповедуем, что памятование святых, совершающееся в должное время и в должном месте, как весьма полезное может быть рекомендовано проповедником с кафедры. Кроме того, проповедник, используя примеры, взятые из жизни святых, может призвать людей подражать им.
Посты. Церковь Христова, весьма строго воспрещающая чревоугодие, неумеренность в алкогольных напитках и подобным им виды похоти и невоздержанности, ещё решительней рекомендует нам христианский пост. Ведь пост — это ничто иное, как трезвление и умеренность благочестивых христиан, а также необходимые для века нынешнего обуздывание, умерщвление и забота о своей плоти, посредством чего мы смиряемся перед Богом и лишаем свою плоть присущих ей страстей, дабы она с готовностью и без принуждения могла подчиняться Духу. Поэтому те, кто не обращает внимания на перечисленные цели поста, не постится вовсе. К таковым людям следует отнести тех, кто воображает, будто постится, если набивает желудок пищей один раз в день, а в определённое время отказывается от разной пищи, полагая, что тем самым он угождает Богу и совершает нечто благое. Пост необходим как помощь святым в их молитвах; он предназначен для добродетели. И, как это видно из книг пророков, посты иудеев, когда они отказывались от пищи, но не от скверны греха, не был угоден Богу.
Общественные и частные посты. Посты бывают общественными и частными. В древности, Церковь во времена пагубы или бедствия призывала к общественными постам. Все люди до вечера полностью отказывались от еды, проводя всё время в святых молитвах, поклонении Богу и покаянии. Такие посты мало отличались от плача. У пророков и, особенно, в Иоил. 2 часто упоминается о них. Такие посты необходимо соблюдать и в наши дни, особенно когда Церковь находится в бедственном положении. Частные посты совершаются каждым из нас, когда мы чувствуем, что от нас отошёл Дух. Ибо постясь, мы лишаем плоть присущих её страстей.
Характерные особенности поста. Желание поститься должно исходить из подлинного смирения и быть свободным и добровольным. Пост не должен быть ни притворным с целью получения одобрения или благоволения людей, ни, что ещё более важно, способом, с помощью которого человек хотел бы приобрести праведность в качестве заслуги. Пусть же каждый постится для того, чтобы лишить плоть присущих ей страстей, дабы с ещё большей ревностью служить Богу.
Великий пост. О великом посте свидетельствуют писания древних Отцов. Однако писания апостольские о нём ничего не говорят. Поэтому он не должен и не может быть навязан христианам. Очевидно, что в древности существовали разные виды и обычаи поста. Поэтому Ириней, весьма древний писатель, говорит: «Одни полагают, что нужно поститься только один день, другие — два дня, тогда как большинство — сорок дней. Такие различия в посте возникли не в наше время, но, как я полагаю, задолго до нас у тех, кто не просто сохранял преданное им от самого начала, но усвоил через некоторое время иные обычаи, как по небрежению, так и по неведению» (Fragm. 3, ed. Stieren, I. 824 f.). Более того, Сократ [Схоластик], церковный историк, пишет: «Поскольку древние тексты молчат по этому поводу, я полагаю, что апостолы оставили это на усмотрение и суд каждого отдельного человека, дабы каждый мог делать благое без боязни или принуждения» (Hist. ecclesiast. V.22, 40).
Выбор пищи. Итак, что касается выбора пищи, мы полагаем, что постясь, необходимо отказаться от всего того, чем надмевается плоть, чем она более всего довольна и чем её желания воспламеняются, будто это рыба, мясо, приправы, деликатесы или изысканные вина. Более того, мы знаем, что всё Божье творение было предназначено для пользы человека. Всё, сотворённое Богом, благо, и безо всяких различий, но с надлежащей умеренностью должно служить страху Божьему (Быт. 2:15 и далее). Ибо апостол говорит: «Для чистых всё чисто» (Тит. 1:15) и ещё: «Всё, что продаётся на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1 Кор. 10:25). Он же учение, согласно которому необходимо отказываться от пищи, учением бесовским, ибо Бог «сотворил [пищу], дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тим. 4:1-4). Он же в послании в колоссянам упрекает тех, кто стремится обрести славу святого человека посредством усердного воздержания (Кол. 2:18 и далее).
Секты. Поэтому мы полностью отвергаем секты татиан, энкартитов и всех учеников Евстафия, против которых созывался Гангрский Собор.
Этот материал еще не обсуждался.